суббота, 8 октября 2016 г.

С чего всё начиналось....

Песочная анимация родилась в 60-е годы прошлого века. Канадская художница-мультипликатор Кэролайн Лиф однажды просто водила руками по песку. Песчаные узоры вызвали у нее желание сложить из них некую историю. А историю захотелось записать на пленку. Тогда Кэролайн разработала специальный стеклянный стол, нашла угол подсветки для сыпучей техники мультиков, разместила под столом камеру и начала творить.



Первый в мире песочный мультфильм назывался «Петя и серый волк», и был ни чем иным, как клипом на музыку Прокофьева. Но это новое слово в области анимации прозвучало едва слышно – на него никто не обратил внимания. Кэролайн не сдавалась, и в скором времени создала еще один мультфильм – «Сова, которая женилась на утке». Может быть, необычность темы привлекла внимание коллег и зрителей, но на этот раз художница прочувствовала все тонкости вкуса победы. Ее вторая работа собрала все возможные призы на всех возможных кинофестивалях. О Кэролайн заговорили как о родительнице нового жанра в искусстве. И, конечно, в мире нашлось немало аниматоров, которые тоже захотели найти общий язык с песком. Оказалось, что новый материал довольно общителен. В СССР метод «сыпучей техники» подхватила Киевская студия анимации. С песком особенно активно работали художники Елена и Владимир Петкевичи. У них очень много серьезных, философских работ, лучшей из которых, пожалуй, можно считать «Сказочку про козявочку». В мастерской Хитрука-Норштейна также использовали в мультфильмах песок. Необычным был сам материал, принцип съемки был традиционным: нарисовали картинку – сняли, чуть-чуть изменили – сняли, и так кадр за кадром. Преимущество песка перед красками заключалось в том, что   каждый кадр не нужно было рисовать заново – достаточно было чуть-чуть подправить предыдущий. Это свойство мгновенного изменения картинки стало озарением для венгерского художника Ференца Цако. И он шагнул на следующую ступень песочной анимации. Придумывая мультфильм, Ференц Цако рисовал песком. Это был обычный рабочий процесс, и чтобы не забыть придуманные образы, Цако поставил камеру на запись. Потом просмотрел запись в ускоренном режиме… и понял, что это может стать потрясающим шоу. Так появился динамичный песочный фильм – фильм, который рождается на глазах у зрителя, прямо под руками художника. Песочная анимация и песочное шоу – принципиально разные вещи. Анимация – это кино: набор картинок, соединенных монтажными склейками. Шоу – это трансформация образов. Если в первом случае у художника достаточно времени, чтобы довести картинку до совершенства, то во втором случае его нет совсем – одним движением песок меняет очертания, и картинка течет в унисон со временем. Первый фильм-шоу Ференца Цако, созданный в 1982 году, назывался «Ad Astra». Своим искусством Цако потряс ценителей прекрасного. Он получал призы на кинофестивалях в Берлине и Каннах. Его приглашали на церемонию вручения Оскаров – продемонстрировать свое искусство. Про него говорят, что Цако использует в своих представлениях особый песок, который привозит из Венгрии. А песок этот обладает особым секретом. Что это за секрет, Цако не признается, но так или иначе, на сегодня он – один из величайших представителей искусства рисования песком. Он создает необычные сложные образы, вот только рисует, по мнению некоторых художников, довольно долго. То есть Цако не хватает динимики. Это обстоятельство учла израильская художница Илана Яхов. И стала принципиально творить «от противного» - образы в ее мультфильмах просты, если не сказать примитивны, но трансформации так необычны и неожиданны, что ими она завораживает зрителя, надежно приковывает внимание к экрану.


2 комментария:

  1. Спасибо за очень интересный рассказ, Валентина!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересную статью. Игры с песком всегда затягивали детей. А такой вариант игры, и развивает мелкую моторику рук и воображение.

    ОтветитьУдалить